Раскол

сериал Раскол

Актеры:
Дмитрий Тихонов, Валерий Гришко, Александр Коротков, Роман Мадянов, Дарья Екамасова, Александр Коршунов, Ольга Аксёнова, Иван Верховых, Всеволод Иванов, Олег Любимов
Режисер:
Николай Досталь
Жанр:
отечественные, исторические, семейные, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
19-20 серия из 20 (17.09.2011)
Рейтинг:
8.12
7.90
В центре внимания — драматический исторический сериал, созданный талантливыми рук Российской кинематографии. Этот мастерствово сделанный фильм расскажет об одном из самых трагических периодов русской истории — эпохе правления царя Алексея Михайловича, получившего прозвище Тишайший. Период царуяния государя был ознаменован не только политической напряжённостью, но и трагической историей в церковной жизни — расколом, который возглавил патриарх Никон. Этот разделительный штраф затронул глубины души русского народа и остался ощутимым до конца времен. Перемены, которые взбунтовали общество, не были приняты всеми. Церковный раскол стал точкой отсчёта, которая предопределила дальнейшее развитие государства. При этом, казалось, назревшим попыткам привести церковные службы к единому порядку, принятому во всем православном мире, противостояли и сопротивлялись не самые лучшие люди страны...
Рецензии
Историческая эпопея, основанная на реликтовом времени, где люди строились на принципах. В современном мире этот аспект вызывает значительные проблемы. Цивилизация комфорта превратила убеждения в предрассудки и жертвенность в абсурдность. Современное общество погружено в конформизм. На фоне массовых телевизионных развлечений, как выхлопной газ, Досталь снова сохраняет кислород жизни своего искусства, воплощаясь в сериал. Его персонажи, пронизанные презумпцией духовности, живут и умирают идейно, заставляя задуматься над крепостью духа против власти. Этот тайный гений режиссёра заключается в том, как он сделал своего героя настолько убедительным, несмотря на наивное содержание. Однако преследуемые властью верующие фанатики протопоп Аввакум (А. Коротков) и его верная Марковна (Д. Екамасова), непредсказуемо вдохновляют - тщетность власти против крепости духа. Это похоже на... Блестящая игра! Создатели свою картину назвали фреской. Как сотворение богомаза, она имеет моменты жанровой условности. Слова в обиходных ситуациях героев практически отсутствуют. Они разговаривают высокопарно, не скрашивая предложения сокращениями. Есть и скупой изображение бытового аспекта. Нам кажется, что Досталь в той или иной степени игнорирует историческую герменевтику. Мы как будто отказываемся полностью идентифицироваться с людьми 17 века. Повествование ведется в определенной хорошо подобранной близости. Оно доступно, но без фамильярности. Следовательно, все время внимание зрителя подвергается исправлению снизу вверх. Положительные мнения выразили и серьезная актерская игра. Многим это удалось. Очень красочный патриарх Никон (В. Гришко) - наиболее реальный в психологическом плане герой. Активный и самолюбивый, он переоценил свою харизму. Целостный в своей двойственности царь Алексей Михайлович (Д. Тихонов) - трагедия нравственной личности во власти. Этот фильм предоставляет очень зрелую точку зрения на политику. Кроме того, в фильме большое количество деятелей церкви с несвойственными ей грамотными лицами. Возможно, таким образом и нужно было быть? С натурой работали также удивительно хорошо. Монастыри, деревни, крепости и города выглядят словно подлинные картины прошлого. Это важный аспект - Россия оглянулась и вспомнила свое минулое. Однако детали, такие как текстовое датирование и уточнения географического расположения, исторические подписи к персонажам, размах и антураж сцен с битвами, были бы очень полезны для понимания истории и контекста. Трагические упоры и особенно маленький бюджет фильма явно уменьшили размах и антураж сцен с битвами. Очень жаль, так как это важная часть цивилизации. Но все это детали. Произошло важнейшее. Россия оглянулась на прошлое и вспомнила свою историю. И это очень важный аспект.
Начав смотреть данный сериал без особой надежды на что-либо выдающееся в области достоверного исторического кино, я был ошеломлен тем, как точно и детально этот фильм "Раскол" следует историческим событиям и фактам. В отличие от многих других произведений такого рода, не испытывающих на меня какой-либо интерес или вдохновения, этот сериал, по моему мнению, является уникальным и запоминающимся явлением. Что особенно привлекает в "Расколе", - то что сценаристы максимально точно и без излишней надуманности следовали историческим реалиям, благодаря чему зритель не испытывает чувство отвращения от современных подделок или фальши. Смотря этот фильм, мы можем погрузиться в быт предков наших, которые жили в эпоху Никоновских реформ, в середине XVII века, и таким образом увидеть всю сложную картину того общества и времени. Все события описаны без излишней фантастики или приукрашивания, что делает этот сериал достоверным и вероятным. В нём можно увидеть как зарождались реформы, какое влияние они оказали на общество того времени и Церковь, разделив всех верующих на "никониан" и "старообрядцев". Но не менее трогательными являются личные истории героев, их страдания и борьба за свою веру. Особого внимания стоит уделить актерскому составу - он органично вписан в общую картину России того времени. Точно подобраны типажи главных персонажей, они не вызывают чувство отторжения и неприятия со стороны зрителя, а, наоборот, привлекают внимание своим человечными качествами и простотой. Особенно стоит упомянуть музыку - живые музыкальные напевы так трогательны, что они не дают забывать о корнях нашей истории и о том, откуда мы все взяли начало своей жизни. Этот сериал радует своим достоверностью и точностью в отношении исторических фактов, а также своим богатым изображением русской среды, традиций и культуры того времени. Режиссер Николай Досталь вместе со всей его съемочной командой удалось создать не только достоверное кино, но и сильное, трогательное произведение, которое может затронуть сердца даже самого скептичного зрителя. Это по-настоящему великолепный сериал, который я бы рекомендовал ко всем желающим узнать о русской истории и культуре того времени, а также увидеть прекрасные актерские работы.
В национальном кинематографе редко можно найти такие достойные работы, как то, что созданное Николаем Досталем в области исторического кино. Большинство режиссёров страны не способны создавать подобное качественное искусство без привнесения фальши, назидательства или нравоучения. В результате получаются обыкновенные халтуры, бесполезные и малоинтересные для хорошо образованного зрителя. Николай Досталь сумел достичь того, что многим режиссёрам уже не под силу – сделать историческое кино, которое выделяется глубиной и самобытностью. Фильмы созданного им мира демонстрируют чувство глубокой поэзии и мудрости, без израсходования штампов и заигрываний со зрителем. Каждое слово, каждый жест персонажей наполнены глубиной и неповторимой красотой. Ни одного исторического фильма я не вспомню, который мог бы так правдиво и красиво изобразить определенный период истории нашей страны. Историю нашей страны нужно знать и уважать! Чем меня особенно поразило в фильме «Раскол» – это диалоги, которые демонстрируют такую тонкую и бережную, я бы сказал, ювелирную работу над каждым словом. Фразы восхищают своей осмысленностью и взвешенностью. Не представляю, как кропотливо сценаристы проработали, чтобы точно предать язык церковнослужителей, простых людей и царя. Очень точно была изображена одежда, предметы, весь уклад того времени. Это был огромный объем работы! Мне нравится, как Досталь относится к своей работе. С каждой новой работой режиссер растет и созревает. Жду выхода его фильма на DVD. Уже есть в моей домашней коллекции его фильм «Завещание Ленина», который произвел на меня такое же сильное впечатление, как и «Раскол». Хочется сказать большое спасибо всем создателям этого чудесного фильма, у которых хватило силы и смелости запустить такой мощный проект. Ждубя его показывали по всем каналам, чтобы как можно большее число зрителей имели возможность его увидеть! Еще немного о фильме. Я не верующий человек и потому обратил внимание на то, что количество перекрестий в нём превышает необходимость времени и места. Понимаю, что это был неизбежный атрибут того времени, но все же слишком уж перебрали с этим делом. Более важным, по моему мнению, является тот факт, что «Раскол» по сути не является пропагандой православия. Скорее, после его просмотра возникает много вопросов к РПЦ. Уверен также, что число верующих в Бога людей после просмотра фильма не увеличится. Скорее всего, именно так и было задумано автором фильма.